Житие преподобного Сергия Радонежского

Преподобный и богоносный отец наш Сергий происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам, были людьми почтенными, справедливыми и в высокой степени религиозными, помогали бедным и охотно принимали странников. Жили они в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился будущий молитвенник Земли Русской в 1314 году. При крещении ему дали имя Варфоломей. В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали учиться в церковную школу вместе с братьями Стефаном и Петром. В отличие от своих более успешных в учебе братьев, Варфоломею грамота давалась с трудом. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещевали, сам же он со слезами молился, но учеба вперед не продвигалась.   Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми. По дороге он встретил инока – старца, или скорее посланного Богом ангела в иноческом образе; старец стоял под дубом посреди поля и творил молитву. Варфоломей приблизился к нему и, поклонившись, стал ожидать, пока тот окончит молитву.

image002

Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?» Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением поведал мальчик свое горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел Варфоломею съесть, сказав: «То тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания; о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет избранной обителью Святого Духа и служителем Пресвятой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей». После встречи со старцем обучение грамоте у Варфоломея пошло весьма успешно. Благодаря терпению и труду он сумел постичь Священное Писание и прилепился сердцем к церкви и иноческому житию. Между тем ростовская земля пострадала от татарского набега, и семья Варфоломея потеряла почти все свое состояние и около 1330 г. вынуждена была покинуть Ростов и поселиться в Радонеже (54 версты от Москвы). После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к строжайшему монашеству, к пустынножительству, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм Лавры также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул брата; оставшись один, Варфоломей принял в 1337 г. иночество с именем Сергия. Года через два или три к нему стали стекаться другие иноки; образовалась обитель, и Сергий Радонежский стал ее игуменом (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием.Постепенно слава сего святого места росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей свое имущество. Терпевшая поначалу крайнюю нужду во всем необходимом пустынь обратилась в богатый монастырь. Известие о духовном подвиге Сергия Радонежского дошло даже до Царьграда: к Преподобной прибыли послы от Патриарха Константинопольского Филофея и передали святому вместе с благословением параманд и схиму, а также послание, в котором тот восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общежитие. По этому совету и с благословения Митрополита Московского Алексия Сергий Радонежский ввел в монастыре устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко ценивший радонежского игумена Митрополит Алексий перед своей смертью уговаривал Сергия стать его преемником, но встретил решительный отказ. По словам одного современника, Сергий Радонежский тихими и кроткими словами мог воздействоватьна самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял он враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому. Застарелая распря между Москвой и Рязанью была особенно жестокой междоусобицей, потрясавшей единство Руси.

image004

В 1385 году в отместку за нападение на Рязань Олег Рязанский сжег Коломну. Московский князь Дмитрий Иванович вынужден был обратиться к святому Сергию, и тот отправился в Рязань на переговоры. Ему удалось убедить князя Олега оставить распри. Недалеко от Коломны благодаря посредничеству Сергия между князьями было заключено соглашение о мире: прекращалась война и закреплялись границы. Олег Рязанский признал себя «молодшим братом» московскому князю. Ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство князя Дмитрия Ивановича. Перед лицом возраставшей татарской и литовской военной опасности это соглашение имело важное, если не решающее значение.

Отправляясь на Куликово поле, князь Дмитрий Иванович в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию Радонежскому, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Отец Сергий благословил его на подвиг и предсказал: «Врагов Руси ждет погибель, а тебя помощь и слава от Господа! Иди же и не бойся! Ты победишь своих врагов!» Он осенил князя крестом и дал в помощники двух монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые прославились необыкновенной силой и воинским искусством. А когда закипел бой на Куликовом поле, отец Сергий неустанно молился в церкви и благодаря дару ясновидения прозревал все, что происходило, рассказывал о ходе битвы монахам, называл имена павших и читал заупокойные молитвы. Весть о том, что великий князь ходил к Сергию Радонежскому и получил от него благословение и одобрение на брань с Мамаем разлетелась по всем сторонам земли Русской, и те, кто хотел стать на сторону Мамая, поколебались… Таков был старый Рязанский князь Олег. Когда Олег услышал об этом, то очень встревожился: «Что же вы раньше ничего не сказали мне об этом? Тогда я пошел бы к Мамаю навстречу и стал бы умолять его не ходить на сей раз на Москву, и не было бы беды никому тогда».

Так высоко ставили благословение Преподобного Сергия даже сами враги Московского князя. Благословение такого старца в их глазах считалось уже достаточным ручательством победы великого князя Московского. Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нес ребенка к святому для исцеления.

image006

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал  к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, Преподобного Никона, после чего 25 сентября 1392 г. отошел к Богу. Через 30 лет были обретены нетленными мощи и одежды святого старца, а в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Преподобный Сергий Радонежский основал еще несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинскую и др.), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в северной Руси.